С культурной точки зрения Армения возникла как самобытная нация в самый ранний период своей истории, когда она сформировала свой собственный язык и заложила основу для производства оригинальных коллективных произведений.
Затем армянская нация веками трудилась над созданием общей культуры и придала этой культуре характер своей национальности.
обществознание
Когда Павстос, Егише и Хоренаци писали свои исторические труды, они очень хорошо знали, что армяне — по происхождению, истории, языку и культуре — составляли отдельное целое и нацию. Знаменитые слова Хоренаци — “ибо, хотя мы маленькая страна, очень немногочисленная, слабая по силе и много раз подвергались подчинению со стороны других империй, на нашей земле было совершено много доблестных поступков” — безусловно, относятся ко всему армянскому народу, а не к тому или иному знатному роду.
Фундамент армянского национального самосознания был заложен в первобытную эпоху армянской истории, когда был создан миф об Айке и он был прославлен как национальный герой и патриарх армянской нации. Открытие алфавита и культивирование общего литературного языка положили начало новой эпохе в развитии национального самопознания. Армяне, приобщаясь к литературе и образованию окружающих их народов, впоследствии развили новую интеллектуальную и культурную жизнь, найдя в ходе этих творений характерное и уникальное выражение особой национальности Армении.
Давайте приведем еще один пример непонимания, возникающего в результате такого двойного использования слов “нация” и “национальность”. Ясно, что понятиям “нация” и “национальность” противостоят понятия “космополитизм” и “интернационализм”. Теперь те, кто выступает за последние концепции, должны учитывать, отрицают ли они национальность в государственном или культурном смысле.
https://qpotok.ru/obshchestvoznanie/den-ottsa-ponyatie
Отказать нации в [обретении] государственности не только логически и эффективно возможно, но и понятно, поскольку государство - это формальный и принудительный союз, который может быть отвергнут в пользу федерализма и космополитизма (в узком смысле этого термина). Даже [пролетарский] интернационализм с его фундаментальной идеей классовой борьбы противостоит современному государству, поскольку экономические и правовые основы государства соответствуют интересам правящих классов и чужды материально угнетенным рабочим классам. Верно, что эта классовая борьба со временем по экономическим соображениям будет приобретать все более международный характер, однако эта борьба направлена против нации в смысле государства.
Однако другое дело, противоречит ли та же концепция интернационализма национальности в смысле культуры. На самом деле, это пункт непонимания и путаницы.